Тимошинская школа
с. Тимошино, Жигаловский район, Иркутская область
  • Наставничество

    Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

    Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».

    Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, человек компетентный, готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

    Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.

    Наставничество как часть модели “школа – центр социума”

    Всем нам важно создать школу, которая будет не просто учреждением, выполняющим функции, но центром притяжения лучших идей, людей, программ. Только так мы сможем получить среду, комфортную для учеников, учителей, их родителей, города, бизнеса, всех жителей!

    Кто входит в зону влияния образовательной организации?

    • ученики
    • педагоги
    • сотрудники школы
    • родители
    • выпускники
    • предприниматели
    • чиновники
    • сотрудники государственных учреждений
    • жители района

    Почему самой школе важно и нужно стать центром социума?

    1. Чтобы вовлечь своих учеников в жизнь школы. С вовлеченностью придет мотивация и улучшение образовательных результатов, снизится уровень стресса.
    2. Чтобы выпускники были готовы к жизни, которая ожидает их за стенами школы, имели навыки 21 века и могли с уверенностью раскрыть свой личный потенциал.
    3. Чтобы со временем все мы получили качественное и справедливое образование, прозрачную организационную структуру, конкурентоспособные кадры, актуальные и востребованные педагогические программы и методы
    4. Чтобы через 20 лет выпускники реализовали себя и вернулись в школу, чувствуя свою связь с ней, районом, городом и страной
    5. Чтобы традиция менять мир вокруг себя своими руками стала понятной и близкой

    Как школе стать центром социума?

    Поддерживая партнерские связи с сообществами, окружающими организацию, а также создавая свое собственное – внутреннее – сообщество.

    Пусть партнеры и друзья школы участвуют в ее жизни, принимают важные решения, реализуют собственные предложения. Начать можно с участия в практиках волонтерства, профориентационных мероприятиях и программах наставничества.

    Школьное сообщество

    Процесс формирования школьного сообщества базируется на принципах:

    • эффективности и открытости школы;
    • лидерства;
    • коллегиальности и демократии;
    • взаимного интереса учащихся и педагогического коллектива друг к другу.

    Именно школьное сообщество позволит вам быстрее, комфортнее и интереснее реализовать программу наставничества. Сообщество является начальной и конечной “точками сборки” программы: наставники и наставляемые берутся из него и возвращаются в него же при успешном продолжении, создавая цикл.

    Противоположность сообществу

    Проверьте, не является ли ваша организация антипримером. И, если да, двигайтесь в сторону улучшения ситуации.

    Противоположностью модели сообщества является традиционная система – «формальная иерархия», при котором любое образовательное учреждение рассматривается по принципу пирамиды и вертикальных, а не горизонтальных связей, а все акторы следуют четко обозначенным ролям и соответствующим им ролевым ожиданиям, не выходя за них.

    Школьное сообщество и его активный представитель – сообщество благодарных выпускников – реальный и эффективный способ построения нового «климата» в школе и СПО. Для этого не потребуются глобальные структурные изменения или финансовые затраты, исключительно психологическое изменение позиций учителей и учеников. Первым этапом для построения сообщества является процесс передачи самим учащимся ответственности за их обучение и активное участие в жизни школы.

    Наставнические модели «ученик – ученик», «студент – студент» в данном случае отражает практическую реализацию подобного движения. Воспитание ответственности и развитие способности принимать решения, осознанно выбирать и строить свою образовательную и/или карьерную траектории, служат основой для аффективной взаимной поддержки учеников (и учителей), и сопровождаются продуктивной деятельностью по формированию активной жизненной и гражданской позиций, обучению рефлексии, освоению социальных и коммуникационных компетенций.

    Сообщество благодарных выпускников

    Сообщество благодарных выпускников – организация, в которую входят выпускники разных лет, испытывающие потребность в разносторонней помощи собственной школе, ее учителям и обучающимся.

    Поддержка может быть как финансовой, в таком случае речь может идти о создании эндаумент-фонда, так и ресурсной.

    Представитель СБВ является лучшим форматом наставника, способным помочь учащимся определиться с образовательными и карьерными траекториями, развить необходимые навыки и компетенции. Учащиеся, в настоящий момент оказывающиеся в роли наставляемых, со временем могут пополнять ряды СБВ, следуя развитому в процессе общения с наставником чувству сопричастности к школьному сообществу.

    Таким образом, мы получаем полный цикл, реализующий задачи по поиску наставников, их отбору, мотивации и деятельности.

    Выпускники и наставники, являющиеся разными представителями внешнего социума, позволяют школе стать открытой к позитивному влиянию извне, привлекают дополнительные ресурсы к развитию, помогают раскрыть административный и даже бизнес-потенциал организации. Таким образом, образовательная организация через наставнические программы движется к гармоничному приятию модели “школа – центр социума”.

    Основные модели наставничества

    Традиционное наставничество.

    Традиционное наставничество (One-on-OneMentoring - «один на один»)

    Определение: 

    Наставник, как правило, успешный и опытный профессионал, работает с менее опытным подопечным (или протеже) для улучшения работы, карьерного роста и налаживания рабочих связей.

    Преимущества:

    • В центре внимания – профессиональное развитие подопечного
    • Наставник передает свой опыт и технические знания, правила и традиции отношений в организации, дает конструктивную обратную связь и советы, как достичь успеха
    • Наставник имеет возможность понять и оценить, насколько его подопечный способен к дальнейшему профессиональному развитию
    • Подопечный легче и быстрее осваивает новые функции, роли, корпоративные ценности и традиции
    Партнерское наставничество.

    Партнерское наставничество (Peer-to-peerMentoring - «равный – равному»)

    Определение: 

    Наставником является сотрудник, равный по уровню подопечному, но с опытом работы в предметной области, которым партнер не обладает

    Преимущества:

    • Наставник помогает партнеру в улучшении выполнения работы, выстраивании рабочих отношений и повышении личной удовлетворенности работой
    • Эффективный наставник слушает, собирает информацию, обеспечивает честную и конструктивную обратную связь, создает видение перемен и мотивирует партнера к действиям
    • Наставник помогает партнеру отслеживать прогресс в достижении конкретных карьерных целей
    Групповое наставничество.

    Групповое наставничество (Group Mentoring)

    Определение: 

    Связь нескольких лиц с более опытными коллегами («Круги наставничества»)

    Преимущества:

    • Группа наставников советует подопечным, как действовать для достижения своих целей, устранить неполадки и решить проблемы в работе, помогает ориентироваться в организационной политике и предоставляет рекомендации для выдвижения инновационных идей.
    Флэш-наставничество.

    Флэш- наставничество (Flash Mentoring)

    Определение:

    Наставничество через одноразовые встречи или обсуждения.

    Преимущества:

    • Помогает подопечным учиться, обращаясь за помощью к более опытному сотруднику
    • Flash-наставники обычно предоставляют ценные знания и опыт работы, но в очень ограниченном временном интервале
    • Темы для флэш-наставничества широки, начиная от обсуждения карьерных целей, конкретных советов, выделения дополнительных ресурсов или привлечения отдельных экспертов
    Скоростное наставничество.

    Скоростное наставничество (Speed Mentoring)

    Определение:

    Обеспечивает место встречи для участников, чтобы помочь построить отношения равного наставничества.

    Преимущества:

    • Скоростное наставничество способствует развитию отношений наставничества, предоставляя площадку для знакомства нескольких сотрудников
    • Это многоуровневый подход к организации сети профессионалов и построению отношений, который помогает участникам быстро определить людей с общими целями и взаимными интересами
    Реверсивное наставничество.

    Реверсивное наставничество (Reverse Mentoring)

    Определение:

    Профессионал младшего возраста становится наставником опытного сотрудника по вопросам новых тенденций, технологий и т.д.

    Преимущества:

    • Помимо общих преимуществ, реверсивное наставничество помогает установить взаимопонимание между разными поколениями сотрудников Обе стороны этой формы наставничества вынуждены выйти из зоны комфорта и научиться думать, работать и обучаться по-новому, толерантно воспринимая социальные, возрастные и коммуникативные особенности друг друга

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике